Поиск по этому блогу

Translate

Памятка для запоминания дат

Памятка для запоминания дат

3 группы способов:

1. Сознательное (логическое) запоминание хронологии. 

А) Вести отсчет от какой-либо круглой даты. 
Например, в 1200 г. немецкие рыцари принимают решение о походе на Восток. Через год, в 1201 г., они заложили крепость Ригу. В 1202 г. создана военно-религиозная организация – орден меченосцев, а в 1203 г. крестоносцы ворвались на территорию белорусских земель. 

 Б) Записывать исторические события, которые происходили в одно и то же время, попарно. Например, 980 г. – поход новгородского князя Владимира Святославича на Полоцк и первое летописное воспоминание про Туров; 1240 г. битва на Неве со шведами и захват монголо-татарами Киева, начало монголо-татарского ига на Руси. 

 В) Соединение в пары исторических событий, которые происходили через 1, 10, 100, 200 и т. д. лет. 
Например, 862 г. летописное воспоминание про Полоцк, 863 – создание славянского алфавита; 1380 г. битва на Куликовом поле, 1480 г. стояние на р. Угре. Конец монголо-татарского ига на Руси и т. д.

 Г) Определение одной из дат протяженного исторического события используя знания о его длительности. Например, Ливонская война продолжалась 25 лет и началась в 1558 г. (соответственно закончилась в 1583 г.) 

 2. Ассоциативные способы запоминания исторических дат. 

Во-первых, наличие в исторических датах нулей. 
Например, 800 г. – коронование Карла Великого, 1500 г. – начало новых войн с Москвой, 1700 г. — начало Северной войны. 

Во-вторых, наличие в исторических датах двух одинаковых чисел, которые расположены рядом. 
Например, 988 г. – начало распространения христианства у восточных славян, 1399 г. битва войска Витовта с татарами на р. Ворскле, 1445 г. возникновение книгопечатания, 1772 г. первый раздел Речи Посполитой. 

 В-третьих, наличие в исторических датах чисел, которые в прямом и обратном направлении читаются одинаково. 
Например, 1881 г. убийство народовольцами царя Александра II. 

 В-четвертых, наличие в различных исторических событиях дат, последние две цифры которых одинаковые. Таким образом, разница между событиями состоит в одно или несколько столетий. 
Например, 1399 г. – битва войска Витовта с татарами на р. Ворскле, 1499 г. получение Минском мандебургского права. Или, в 1390 г. Брест получил магдебургское право и около 1490 г. родился Франциск Скорина. 


 3. Приемы механического запоминания. 

 Игры, кроссворды, работа с карточками, составление таблиц. Таким образом, изучение хронологии является неотъемлемым условием формирования исторических знаний. Однако необходимо помнить, что учащиеся не должны запоминать все даты, приведенные в учебнике, а только даты, связанные всемирного значения и периодизации истории. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий