Памятка для запоминания дат
3 группы способов:
1. Сознательное (логическое) запоминание хронологии.
А) Вести отсчет от какой-либо круглой даты.
Например, в 1200 г. немецкие
рыцари принимают решение о походе на Восток. Через год, в 1201 г., они заложили
крепость Ригу. В 1202 г. создана военно-религиозная организация – орден
меченосцев, а в 1203 г. крестоносцы ворвались на территорию белорусских земель.
Б) Записывать исторические события, которые происходили в одно и то же
время, попарно. Например, 980 г. – поход новгородского князя Владимира
Святославича на Полоцк и первое летописное воспоминание про Туров; 1240 г. битва
на Неве со шведами и захват монголо-татарами Киева, начало монголо-татарского ига
на Руси.
В) Соединение в пары исторических событий, которые происходили через 1, 10,
100, 200 и т. д. лет.
Например, 862 г. летописное воспоминание про Полоцк, 863 –
создание славянского алфавита; 1380 г. битва на Куликовом поле, 1480 г. стояние на
р. Угре. Конец монголо-татарского ига на Руси и т. д.
Г) Определение одной из дат протяженного исторического события используя
знания о его длительности. Например, Ливонская война продолжалась 25 лет и
началась в 1558 г. (соответственно закончилась в 1583 г.)
2. Ассоциативные способы запоминания исторических дат.
Во-первых, наличие в исторических датах нулей.
Например, 800 г. – коронование
Карла Великого, 1500 г. – начало новых войн с Москвой, 1700 г. — начало Северной
войны.
Во-вторых, наличие в исторических датах двух одинаковых чисел, которые
расположены рядом.
Например, 988 г. – начало распространения христианства у
восточных славян, 1399 г. битва войска Витовта с татарами на р. Ворскле, 1445 г.
возникновение книгопечатания, 1772 г. первый раздел Речи Посполитой.
В-третьих, наличие в исторических датах чисел, которые в прямом и обратном
направлении читаются одинаково.
Например, 1881 г. убийство народовольцами царя
Александра II.
В-четвертых, наличие в различных исторических событиях дат, последние две
цифры которых одинаковые. Таким образом, разница между событиями состоит в
одно или несколько столетий.
Например, 1399 г. – битва войска Витовта с татарами на р. Ворскле, 1499 г. получение Минском мандебургского права. Или, в 1390 г. Брест
получил магдебургское право и около 1490 г. родился Франциск Скорина.
3. Приемы механического запоминания.
Игры, кроссворды, работа с карточками, составление таблиц.
Таким образом, изучение хронологии является неотъемлемым условием
формирования исторических знаний. Однако необходимо помнить, что учащиеся не
должны запоминать все даты, приведенные в учебнике, а только даты, связанные
всемирного значения и периодизации истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий